Формула 1, видео формулы 1, клуб формулы 1
ГЛАВНАЯ | ВОПРОСЫ | МАГАЗИН | ВИДЕО | ПАРТНЕРЫ |КОНТАКТЫ  

История формулы 1
Гонки 1900-1905
grand prix 1906-1914
Автоспорт 1904-1916
Начало 1921-1927
Кризис 1928-1933
Гегемония 1934 - 1939
Возрождение 1949
Чемпионат 1950 г.
Чемпионат 1951 г.
Чемпионат 1952 г.
Чемпионат 1953 г.
Чемпионат 1954 г.
Чемпионат 1955 г.
Чемпионат 1956 г.
Чемпионат 1957 г.
Чемпионат 1958 г.
Чемпионат 1959 г.
Чемпионат 1960 г.
Чемпионат 1961 г.
Чемпионат 1962 г.
Чемпионат 1963 г.
Чемпионат 1964 г.
Чемпионат 1965 г.
Чемпионат 1966 г.
Чемпионат 1967 г.
Чемпионат 1968 г.
Чемпионат 1969 г.
Чемпионат 1970 г.
Чемпионат 1971 г.
Чемпионат 1972 г.
Чемпионат 1973 г.
Чемпионат 1974 г.
Чемпионат 1975 г.
Чемпионат 1976 г.
Чемпионат 1977 г.
Чемпионат 1978 г.
Чемпионат 1979 г.
Чемпионат 1980 г.
Чемпионат 1981 г.
Чемпионат 1982 г.
Чемпионат 1983 г.
Чемпионат 1984 г.
Чемпионат 1985 г.
Чемпионат 1986 г.
Чемпионат 1987 г.
Чемпионат 1988 г.
Чемпионат 1989 г.
Чемпионат 1990 г.
Чемпионат 1991 г.
Чемпионат 1992 г.
Чемпионат 1993 г.
Чемпионат 1994 г.
Чемпионат 1995 г.
Чемпионат 1996 г.
Чемпионат 1997 г.
Чемпионат 1998 г.
Чемпионат 1999 г.
Чемпионат 2000 г.
Чемпионат 2001 г.
Чемпионат 2002 г.
НАШИ СПОНСОРЫ

Хроника чемпионатов: 1988 год xxxix чемпионат мира

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
AGS AGS-Ford-JH23 Ф. Штрайфф (FR)
Arrows "Arrows-Megatron-A10B" Э. Чивер (USA), Д. Уорвик (GB)
Benetton "Benetton-Ford-B188" Т. Бутсен (BELG), А. Наннини (IT)
BMS "Dallara-Ford-3087", "-188" А. Каффи (IT)
Coloni "Coloni-Ford-FC188", "-FC188B" Г. Тарквини (IT)
Eurobrun "Eurobrun-Ford-ER188" С. Модена (IT), О. Ларраури (ARG)
Ferrari "Ferrari-F1/87/88C" Г. Бергер (AUT), М. Альборето (IT)
Larrousse "Lola-Ford-LC88" Ф. Алльо (FR), Я. Дальма (FR), П.-А. Рафанель (FR), А. Сузуки (JAP)
Ligier "Ligier-Judd-JS31" Р. Арну (FR), С. Йоханссон (SW)
Lotus "Lotus-Honda-100T" Н. Пике (BR), С. Накаджима (JAP)
March "March-Judd-881" И. Капелли (IT), М. Гужельмин (BR)
McLaren "McLaren-Honda-MP4/4" А. Прост (FR), А. Сенна (BR)
Minardi "Minardi-Ford-M188" А. Кампос (ESP), Л. Перес-Сала (ESP), П. Мартини (IT)
Osella "Osella-FA1I", "-FA1L" Н. Ларини (IT)
Rial "Rial-Ford-ARC01" А. де Чезарис (IT)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-017" Д. Пальмер (GB), Д. Бэйли (GB)
Williams "Williams-Judd-FW12" Н. Мэнселл (GB), М. Брандл (GB), Ж.-Л. Шлессер (FR), Р. Патрезе (IT)
Zakspeed "Zakspeed-881", "-881B" П. Гинзани (IT), Б. Шнайдер (D)

     Надвигающийся полный запрет турбодвигателей заставил многие команды уже в 1988 году отказываться от их применения, тем более что для того, чтобы уравнять шансы, давление в системе наддува было ограничено 2,5 бар, а объем топливного бака - 150 л. Формулу 1 продолжали покидать изготовители двигателей. Главным событием был уход фирмы "Porsche", и команда "McLaren" начала сотрудничать с "Honda", которая покинула команду "Williams". Последняя перешла на атмосферные двигатели новой марки "Judd", так же, как "March" и "Ligier". В новом сезоне всего шесть команд продолжали использовать турбодвигатели, а главными из них были, конечно же, "McLaren" и "Ferrari". Однако последовавшего феноменального превосходства "McLaren" все равно не ожидал никто.

     3 апреля в Рио-де-Жанейро состоялся первый этап чемпионата - Гран При Бразилии. На старте гонщики расположились следующим образом: Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Ален Прост, Герхард Бергер. Перед стартом в автомобиле Сенны обнаружились неисправности, и он был вынужден пересесть на запасной и стартовать из боксов последним. Мэнселл же, оставшийся из-за этого первым, не успев стать лидером гонки, пропустил вперед Проста и Бергера, а потом вообще сошел. Оказать реальную конкуренцию Просту больше не смог никто, и он выиграл. В это время за его спиной творил чудеса "бразильский волшебник" - Сенна. Уже к концу первого круга он был двадцать первым, а на двадцатом круге опередил Бергера и вышел на второе место, на котором и финишировал, но был дисквалифицирован за использование запасного автомобиля. Вторым официально был объявлен Бергер, третьим - Нельсон Пике на "Lotus", а второй пилот этой команды - Сатору Накаджима - получил свое первое и единственное очко в сезоне, оказавшись шестым после дисквалификации Сенны. Айртон блестяще отыгрался в Имоле, где для Проста события развернулись так же, как и в Бразилии для Сенны: автомобиль француза заглох на старте, и он предпринял прорыв на второе место, в то время как Сенна летел к победе. Третьим, как и в Бразилии, финишировал Пике.

     На третьем этапе в Монако команда "McLaren" продемонстрировала все свое могущество: Сенна и Прост заняли первый ряд на старте, причем разрыв между Сенной и Простом составлял 1,427 с, а между Сенной и Бергером на третьем месте - 2,687! Старт выиграл Сенна, а Бергер опередил Проста и очень долго сдерживал его за собой. Просту удалось выйти на второе место только после пятидесяти с лишним кругов гонки, когда отрыв Сенны стал уже поистине фантастическим - почти минута! Но тут произошло неожиданное - на шестьдесят седьмом круге при въезде в туннель Сенна зацепил ограждение левым передним колесом и проколол его. В итоге первые два места в гонке заняли Прост и Бергер, опередившие Микеле Альборето и Дерека Уорвика. Джонатан Пальмер на "Tyrrell" стал пятым, а Рикардо Патрезе на "Williams" - шестым.

     После трех этапов в чемпионате более чем уверенно лидировал Прост с 24 очками. 14 очков имел Бергер, 9 - Сенна. 8 очков было на счету у Пике, а по 6 - у Альборето и Уорвика. Команда "McLaren" имела в зачете Кубка Конструкторов 33 очка, "Ferrari" - 20, "Lotus" - 9, а "Arrows" - 6.

     На Гран При Мексики Прост лидировал всю гонку и на финише опередил Сенну на 7,104 с. Бергер, ставший третьим, отстал уже на 57,314 с, а остальные, во главе с Альборето - на круг и более. На следующем этапе в Канаде также лидировал Прост, но Сенна догнал его и в течение девятнадцати кругов предпринимал попытки обгона, пока, наконец, не прошел Проста великолепным маневром по внутреннему радиусу левого поворота. Вслед за становившейся непобедимой парой "McLaren" финишировал Бутсен, затем Пике. Пятое место занял Иван Капелли на "March", а шестое - Пальмер. В Детройте, на Гран При США, первые три места были заняты теми же и в том же порядке, что и в Монреале: Сенна победил, Прост стал вторым, проиграв ему очень много - 38,713 с, - а занявший третье место Бутсен отстал на круг. Четвертым стал Андреа де Чезарис, представлявший новую немецкую команду "Rial", для которой это были первые очки. То же можно было сказать и о "Minardi", которой принес очко Пьерлуиджи Мартини, ставший шестым.

     После шести гонок преимущество "McLaren" стало более чем впечатляющим: Прост имел 45 очков, Сенна - 33, а Бергер на третьем месте - только 18. Далее располагались: Пике и Бутсен (по 11 очков) и Альборето (9). В Кубке Конструкторов отрыв рос еще быстрее: сейчас у "McLaren" было 78 очков, а у "Ferrari" - лишь 27! На местах с третьего по пятое располагалась плотная группа: "Lotus" и "Benetton", имевшие по 12 очков, и "Arrows" с 9. Шестерку замыкала команда "Tyrrell" (5 очков).

     Во Франции вне конкуренции был Прост. Он впервые в сезоне стартовал с поул-позиции (1 мин 07,589 с) и легко выиграл гонку, а Сенна, бывший на старте вторым (1 мин 08,067 с), несмотря на проблемы с коробкой передач, занял второе место. Альборето, Бергер, Пике и Алессандро Наннини заняли остальные места в шестерке. В Сильверстоуне, где прошел восьмой этап чемпионата, команда "McLaren" единственный раз в сезоне потерпела поражение в квалификации: первые два места на старте заняли Бергер и Альборето, а Сенна и Прост расположились во втором ряду, опередив двух гонщиков "March". Впрочем, соперничать с "McLaren" в проходившей под проливным дождем гонке пилоты "Ferrari" все равно не смогли: Сенна, как всегда, чувствовал себя под ливнем как рыба в воде, к четырнадцатому кругу обогнал лидировавшего до этого Бергера и выиграл. Прост покинул гонку на двадцать четвертом круге, мотивировав это тем, что продолжать езду по залитой водой трассе ему показалось опасным. Бергер, так же, как и его товарищ по команде, сошел с трассы, и второе место досталось Мэнселлу после семи гонок, в которых он не смог финишировать ни разу. Третьим стал Алессандро Наннини, четвертым - Маурицио Гужельмин.

     Гран При Германии также проходил под дождем, и Сенна опять победил, а Прост стал вторым, испытывая на мокрой трассе серьезные трудности. В Венгрии первые два места вновь были заняты Сенной и Простом, но на этот раз француз оказал сопротивление Сенне и перед самым финишем попытался обойти его, воспользовавшись группой отставших на круг впереди. Этот его маневр успехом не увенчался, и на финише Прост отстал от Сенны на 0,529 с. Теперь оба пилота "McLaren" сравнялись по очкам, но, поскольку Сенна имел шесть побед, а Прост - четыре, то Сенна стал лидером чемпионата мира.

     Четвертую подряд победу Сенна одержал в Бельгии, где Прост финишировал вторым. На этом этапе команда "McLaren" выиграла Кубок Конструкторов, имея 147 очков против 44 у "Ferrari". В личном же зачете Сенна стал единоличным лидером, имея 75 очков и опережая Проста на три. Третьим шел Бергер, но отставание было просто катастрофическим - у австрийца было только 28 очков. Четвертое место занимал Пике с 18 очками, по 16 было у Бутсена и Альборето.

     Уже почти никто не сомневался, что все гонки сезона будут выиграны непобедимыми "красно-белыми". Но так не случилось, и Гран При Италии, состоявшийся 11 сентября в Монце, окончился победой Бергера, а Сенна и Прост оба не добрались до финиша. Как случилось, что команда "McLaren" впервые в сезоне не увидела на финише ни одного автомобиля? Прост сошел на тридцать четвертом круге из пятидесяти одного из-за поломки двигателя, и Сенна, оставшись без единственного конкурента, за полтора круга до финиша лидировал, опережая Бергера на пять секунд. Обгоняя на круг Жана-Луи Шлессера, заменявшего в "Williams" заболевшего Мэнселла, Сенна столкнулся с ним и выбыл из борьбы, и под рев трибун линию финиша первыми пересекли два гонщика "Ferrari": Бергер и отставший всего на 0,502 с Альборето, - отдав тем самым дань памяти великого Коммендаторе, скончавшегося за месяц до этого. Третьим и четвертым финишировали пилоты "Arrows" - Эдди Чивер и Уорвик.

     Гран При Италии так и остался единственным этапом, не выигранным Сенной или Простом: уже в Португалии этот дуэт был впереди всех, причем Прост во второй и последний раз в сезоне отобрал поул-позицию у своего напарника. Между ними шла нешуточная борьба за победу в чемпионате, и гонка была отмечена чрезвычайно напряженными атаками, в ходе одной из которых Сенна резко прижал Проста к бетонной стене на стартовой прямой, когда француз попытался выйти вперед. На этот раз удача повернулась лицом к Просту: он все-таки опередил Сенну, при этом его автомобиль остался невредим. Для Сенны жесткая контактная борьба не прошла даром - возникли проблемы с управляемостью машины, и бразилец начал постепенно терять позиции. После этого все внимание привлек к себе Капелли. Итальянец показал в квалификации третье время, в гонке также долгое время был третьим, а после того, как Сенна отстал, вышел на вторую позицию и по пятам преследовал Проста, но в итоге стал вторым, отстав на 9,553 с. Сенна же с трудом доехал шестым, а вместе с победой Проста это означало для него потерю лидерства в чемпионате. В то же время Прост уже получил очки в одиннадцати гонках, причем получал он их только за первые и вторые места, а это значило, что теперь очки ему будут присуждаться только за победы, и не по девять, а по три, так как одновременно из его актива будут вычитаться шесть очков за какое-либо из вторых мест. Сенна же набрал очки в десяти гонках, и, кроме того, его худшим результатом было шестое место. Такой расклад убедительно доказывал, что шансы выиграть чемпионат больше у Сенны, несмотря на пять очков отставания.

     Гран При Испании принес шестую в сезоне победу Просту, а для Сенны эта гонка сложилась чрезвычайно неудачно. Проиграв старт, он вышел было в лидеры, но вскоре бортовой компьютер, учитывавший расход топлива, вышел из строя и стал выдавать пилоту неверную информацию. Чтобы избежать схода, Сенна, пожертвовав лидерством, сбавил скорость и финишировал четвертым, позади вернувшегося после болезни Мэнселла и Наннини. После четырнадцати этапов Прост имел 84 очка, Сенна - 79. Судьба чемпионата могла решиться уже на следующем этапе в Японии 30 октября. Для того, чтобы стать чемпионом, Сенне необходимо было выиграть на Сузуке (результат Проста не имел значения). В этом случае у него было бы 87 очков (вычитается одно очко за шестое место в Португалии), а Прост не прибавил бы к своему счету ничего и остался бы с 84 очками. Даже в случае победы Проста в Австралии и финиша Сенны не выше четвертого места (при котором он не набрал бы очков) у обоих стало бы по 87, но Сенна имел бы заведомо больше побед.

     Спорный вопрос действительно решился в Японии. Сенна выиграл поул-позицию, но его "McLaren" заглох на старте. Казалось бы, все потеряно, но затем удачи пошли одна за другой. Первой можно было считать то, что Сенне удалось-таки уйти в гонку, воспользовавшись тем, что стартовая прямая на Сузуке расположена на пологом спуске. С четырнадцатого места, которое Сенна вначале занимал, к концу первого круга он прорвался уже на восьмое. Последовало еще несколько обгонов, и на десятом круге, обогнав Бергера, Сенна стал третьим. Тут ему помог Капелли, который, лидируя, заметно тормозил следовавшего за ним Проста. На шестнадцатом круге итальянец все же сошел, и Сенна стал вторым. Затем к нему пришла третья удача: пошел дождь. В то время уже никому не нужно было объяснять, что такое Сенна в дождевой гонке, и на двадцать восьмом круге, когда Прост внезапно потерял передачу на стартовой прямой (еще один счастливый случай!), Сенна вышел на первое место, на котором и финишировал, и официально был объявлен чемпионом мира. Прост все-таки победил на Гран При Австралии, но Сенна стал вторым и получил еще три очка.

     1988 год - бесспорно, лучший в истории "McLaren", чей результат в том сезоне так и остается непревзойденным - 199 набранных очков из 240 возможных и 15 побед в 16 гонках. Для сравнения, "Ferrari", ставшая в Кубке Конструкторов второй, имела 65 очков и 1 победу. "McLaren" также был поставлен рекорд по количеству поул-позиций в одном сезоне - 15, в последующие годы достигнутый еще трижды.

     Кубок Колина Чэпмена для автомобилей с атмосферными двигателями выиграла команда "Benetton", а ее первый пилот Бутсен стал победителем в Кубке Джима Кларка. На этом эра турбонаддува в Формуле 1 завершилась: со следующего года все автомобили должны были оснащаться безнаддувными 3,5-литровыми двигателями.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна "McLaren-Honda-MP4/4" 90
2 А. Прост "McLaren-Honda-MP4/4" 87
3 Г. Бергер "Ferrari-F1/87/88C" 41
4 Т. Бутсен "Benetton-Ford-B188" 27
5 М. Альборето "Ferrari-F1/87/88C" 24
6 Н. Пике "Lotus-Honda-100T" 22
7 И. Капелли "March-Judd-881" 17
8 Д. Уорвик "Arrows-Megatron-A10B" 17
9 Н. Мэнселл "Williams-Judd-FW12" 12
10 А. Наннини "Benetton-Ford-B188" 12
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "McLaren-Honda-MP4/4" 199
2 "Ferrari-F1/87/88C" 65
3 "Benetton-Ford-B188" 39
4 "Lotus-Honda-100T" 23
5 "Arrows-Megatron-A10B" 23
6 "March-Judd-881" 22
7 "Williams-Judd-FW12" 20
8 "Tyrrell-Ford-017" 5
9 "Rial-Ford-ARC01" 3
10 "Minardi-Ford-M188" 1

 



Чемпионы формулы 1
Марио Габриэле Андретти
Альберто Аскари
Джон Артур Брэбхэм
Жак Вильнев
Алан Джонс
Джеймс Кларк
Андреас Николаус Лауда
Найджел Эрнест Мэнселл
Нельсон Соуто Майор Пике
Алан Прост
Карл-Йохен Риндт
Кеке Росберг
Айртон Сенна да Сильва
Джеки Янг Стюарт
Джон Сертиз
Хуан Мануэль Фанхио
Эмилио Джузеппе Фарина
Эмерсон Фиттипальди
Мика Паули Хаккинен
Джеймс Хант
Дэймон Хилл
Грэхэм Норман Хилл
Филип Толл Хилл
Джон Майкл Хоуторн
Дэнис Клайв Хульме
Джоди Дэвид Шехтер
Михаель Шумахер
Полезные статьи
Алкоголь и Автомобиль
Аэрография и защита
Hyundai завоюет США
Как устроены шины?
Новый автомобиль 1005 л.с
Двигатель В.С
Регламент формулы 1
Заезды формула 1
  НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новости о Спорте История Видео Формула 1 Обратная связь

Copyright © 2006-2010 Formula1-shop.ru
Администрация сайта