Формула 1, видео формулы 1, клуб формулы 1
ГЛАВНАЯ | ВОПРОСЫ | МАГАЗИН | ВИДЕО | ПАРТНЕРЫ |КОНТАКТЫ  

История формулы 1
Гонки 1900-1905
grand prix 1906-1914
Автоспорт 1904-1916
Начало 1921-1927
Кризис 1928-1933
Гегемония 1934 - 1939
Возрождение 1949
Чемпионат 1950 г.
Чемпионат 1951 г.
Чемпионат 1952 г.
Чемпионат 1953 г.
Чемпионат 1954 г.
Чемпионат 1955 г.
Чемпионат 1956 г.
Чемпионат 1957 г.
Чемпионат 1958 г.
Чемпионат 1959 г.
Чемпионат 1960 г.
Чемпионат 1961 г.
Чемпионат 1962 г.
Чемпионат 1963 г.
Чемпионат 1964 г.
Чемпионат 1965 г.
Чемпионат 1966 г.
Чемпионат 1967 г.
Чемпионат 1968 г.
Чемпионат 1969 г.
Чемпионат 1970 г.
Чемпионат 1971 г.
Чемпионат 1972 г.
Чемпионат 1973 г.
Чемпионат 1974 г.
Чемпионат 1975 г.
Чемпионат 1976 г.
Чемпионат 1977 г.
Чемпионат 1978 г.
Чемпионат 1979 г.
Чемпионат 1980 г.
Чемпионат 1981 г.
Чемпионат 1982 г.
Чемпионат 1983 г.
Чемпионат 1984 г.
Чемпионат 1985 г.
Чемпионат 1986 г.
Чемпионат 1987 г.
Чемпионат 1988 г.
Чемпионат 1989 г.
Чемпионат 1990 г.
Чемпионат 1991 г.
Чемпионат 1992 г.
Чемпионат 1993 г.
Чемпионат 1994 г.
Чемпионат 1995 г.
Чемпионат 1996 г.
Чемпионат 1997 г.
Чемпионат 1998 г.
Чемпионат 1999 г.
Чемпионат 2000 г.
Чемпионат 2001 г.
Чемпионат 2002 г.
НАШИ СПОНСОРЫ

Хроника чемпионатов: 1968 год xix чемпионат мира

Составы команд:

 

Команда Автомобиль Пилоты
"Anglo-American Racers" "Eagle-Weslake-T1G",
"McLaren-Ford-M7A"
Д. Герни (USA)
"BMW AG Munchen" "Lola-BMW-102" Х. Хане (D)
"Bonnier" "Cooper-Maserati-T81",
"McLaren-BRM-M5A", "Honda-RA301"
И. Бонньер (SW)
"Brabham" "Brabham-Repco-BT24", "-BT26" Д. Брэбхэм (AUS), Й. Риндт (AUT), Д. Герни (USA)
"Caltex" "Brabham-Repco-BT24" К. Аренс (D)
"Castrol Oils" "Eagle-Climax-T1G" Э. Пиз (CAN)
"Cooper" "Cooper-Maserati-T81B", "-T86",
"Cooper-BRM-T86B"
Б. Редман (GB), Л. Скарфиотти (IT), Л. Бьянки (BELG), В. Элфорд (GB),
Д. Серво-Гавен (FR), Р. Уиддоуз (GB)
"Ferrari" "Ferrari-312" К. Амон (NZ), Д. Икс (BELG), А. де Адамич (IT), Д. Белл (GB)
"Gunston" "Brabham-Repco-BT20", LDS-Repco-3" Д. Лав (RHO), С. Тингл (RHO)
"Honda" "Honda-RA300", "-RA301", "-RA302" Д. Сертиз (GB), Ж. Шлессер (FR), Д. Хоббс (GB)
"Lotus" "Lotus-Ford-49", "-49B" Г. Хилл (GB), Д. Кларк (GB), Д. Оливер (GB), М. Андретти (USA),
Б. Брак (CAN),М. Солана (MEX)
"John Love" "Cooper-Climax-T79" Б. ван Роойен (RSA)
"Matra International" "Matra-Ford-MS7", "-MS9", "-MS10" Д. Стюарт (GB), Ж.-П. Бельтуаз (FR), Д. Серво-Гавен (FR)
"Matra Sport" "Matra-Ford-MS7", "Matra-MS11" Ж.-П. Бельтуаз (FR), Д. Серво-Гавен (FR), А. Пескароло (FR)
"McLaren" "McLaren-BRM-M5A",
"McLaren-Ford-M7A"
Б. Мак-Ларен (NZ), Д. Хьюм (NZ)
"Owen" BRM-P115, -P126, -P133 П. Родригес (MEX), М. Спенс (GB), Р. Эттвуд (GB), Б. Ансер (USA)
"Reg Parnell" BRM-P126 П. Каридж (GB)
"Pretoria" "Brabham-Climax-BT11" Д. Преториус (RSA)
"Scribante" "Brabham-Repco-BT11" Д. Чарльтон (RSA)
"Charles Vogele" "Brabham-Repco-BT20" С. Мозер (SWI)
"Rob Walker" "Cooper-Maserati-T81",
"Lotus-Ford-49B"
Й. Зифферт (SWI)
"Bernard White" BRM-P261 Ф. Гарднер (AUS)

     После двухгодичного господства команды "Brabham" на трассах формулы 1 в 1968 году ей на смену пришел новый лидер - "Lotus". Собственно говоря, Джим Кларк и Грэхем Хилл уже в 1967 году были быстрее всех, но им мешали бороться за победы многочисленные поломки, и только к началу нового сезона автомобили "Lotus-Ford-49" наконец обрели надежность. Кроме того, команда заложила в том году основы коммерческого спонсорства в формуле 1, заручившись поддержкой табачной фирмы "Imperial Tobacco" с ее маркой "Gold Leaf" (впервые British racing green на бортах "Lotus" уступил место красно-бело-золотистым цветам "Gold Leaf" в Хараме). Двигатели "Ford-Cosworth-DFV" теперь, кроме "Lotus", использовали еще две команды: "McLaren", куда перешел и действующий чемпион мира Деннис Хьюм, и "Matra International", возглавляемая Кеном Тирреллом. Появилась в формуле 1 и заводская команда "Matra Sport", использовавшая моторы собственной конструкции.

     Команда "Lotus" доминировала в первой гонке сезона в ЮАР. Кларк занял поул-позицию, выиграв у стартовавшего вторым Хилла целую секунду, а третьим стартовал Джекки Стюарт на прототипе "Matra-Ford-MS9" - "настоящий" автомобиль формулы 1 "-MS10" должен был появиться только через четыре с лишним месяца на втором этапе. Со старта выкрашенная в ужасный грязно-зеленый цвет "Matra" рванулась, как самая настоящая ракета (основная специальность концерна "Matra" - производство авиа- и космической техники), и вышла вперед, но только на один круг: на втором Стюарта прошел Кларк, а на тринадцатом - и Хилл. В конце концов на сорок третьем круге на машине Стюарта сломался клапан, и больше конкуренции "Lotus" не оказывал никто: Кларк одержал уверенную победу, двадцать пятую в своей карьере, превысив тем самым рекорд Хуана Мануэля Фанхио, а Хилл стал вторым. Занявший третье место Йохен Риндт на прошлогоднем "Brabham-Repco-BT24" еще остался в том же круге, а вот Крис Амон на "Ferrari" и Хьюм на старом "McLaren-BRM-M5A" проиграли лидерам два круга! Шестое место занял Жан-Пьер Бельтуаз на "Matra-Ford-MS7" - автомобиле формулы 2, выставленном "Matra Sport" ("-MS11" для заводской команды также еще была готова).

     Гран При ЮАР был образцом того, как мог бы сложиться сезон - при подавляющем превосходстве Кларка и "Lotus". Но 7 апреля, за месяц до второго этапа чемпионата, Кларк погиб в гонке формулы 2 в Германии, и это поставило его команду на грань ухода из гонок. Однако этого не случилось, и во многом благодаря победе Хилла в Испании 12 мая. Поул-позиция в Хараме осталась за Амоном, который плохо стартовал, затем к семнадцатому кругу, обогнав Бельтуаза, возглавил гонку и прекратил ее на пятьдесят восьмом круге из-за поломки топливного насоса. После этого победа и досталась Хиллу. Вторым, отстав на 15,9 с, стал Хьюм на новом "McLaren-M7A", оснащенном мотором "Ford-Cosworth-DFV". По кругу проиграли им два пилота "Cooper" - Брайан Редман и Людовико Скарфиотти, - а пятым и последним из квалифицированных стал Бельтуаз, сошедший за девять кругов до финиша.

     Еще одну победу Хилл одержал в Монако (на его автомобиле в этой гонке впервые в формуле 1 были установлены передние антикрылья). В начале гонки он столкнулся с неожиданным сопротивлением Джонни Серво-Гавена на "Matra", но еще не очень опытный француз въехал в ограждение и сломал полуось уже на четвертом круге. В итоге второе место занял Ричард Эттвуд, занявший в BRM место Майка Спенса, погибшего в Индианаполисе; следом, как и в Хараме, финишировали два "Cooper" - Люсьена Бьянки и Скарфиотти, - только теперь их отставание составило не один, а целых четыре круга. Хьюм с семикруговым отставанием стал пятым.

     Четвертый этап чемпионата в Бельгии ознаменовал собой начало применения задних антикрыльев, которые впервые установили на свои автомобили команды "Brabham" и "Ferrari" (на предыдущем этапе в Монако на "Lotus" Хилла уже стояло какое-то невразумительное аэродинамическое приспособление, но назвать его антикрылом в полном смысле этого слова было нельзя). Поул-позицию выиграл Амон, но лидером гонки пробыл только первый круг - уже на втором был пробит камнем радиатор. Какое-то время первым шел Джон Сертиз, но и он прекратил гонку, когда сломалась подвеска его "Honda". Хьюма, захватившего лидерство, уже через круг отодвинул назад Стюарт, и хотя Денни попытался возвратить себе первое место, шотландец тут же снова отобрал лидерство. Через три круга Хьюм со сломанной полуосью покинул гонку, Стюарт, казалось, летел к победе, когда начались перебои в подаче топлива, и Джекки в Спа досталось только четвертое место. Выиграл же гонку Брюс Мак-Ларен - впервые для команды, носящей его имя. Второе место занял Педро Родригес на BRM, третье - Джекки Икс на "Ferrari". Лидер чемпионата Хилл сошел еще в начале гонки, но имел подавляющее преимущество по итогам четырех гонок - 24 очка против 10 у Хьюма. Кларк и Мак-Ларен имели по 9 очков, по 6 было у Эттвуда, Родригеса и Скарфиотти. В Кубке Конструкторов у "Lotus" было 29 очков из 36 возможных, а у "McLaren-Ford" на втором месте - только 17. Абсолютный фаворит прошлого года, команда "Brabham", сейчас имела лишь 4 очка - новые двигатели "Repco" оказались просто ужасными и не могли конкурировать не только с "Ford", но и с "Ferrari", "Honda", BRM.

     Пятая гонка сезона - Гран При Нидерландов на трассе Зандвоорт - состоялась 23 июня, и здесь под проливным дождем "Matra", чьи пилоты лидировали в каждом прошедшем Гран При этого сезона, но не выиграли ни разу, наконец получила первую победу: Стюарт, чей автомобиль был "обут" в специальные дождевые покрышки "Dunlop", выиграл у ставшего вторым Бельтуаза на "Matra-MS11" заводской команды "Matra Sport" почти круг - 1 мин 33,93 с, а у всех остальных, возглавляемых Родригесом, - круг и более.

     На Гран При Франции 7 июля команда "Honda" впервые с начала чемпионата выставила на гонки два автомобиля: "-RA301" для Сертиза и новую "-RA302" с 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения для дебютанта Жозефа Шлессера. У последнего было несколько аварий в квалификации, а уже во время третьего круга гонки его "Honda" вылетела с трассы в повороте Nouveau Monde и загорелась. В конструкции автомобиля для снижения массы широко использовался магний, и все усилия пожарных оказались тщетными - гонщик погиб. Победу после непродолжительной борьбы с Родригесом одержал Джекки Икс. Сертиз (+1 мин 58,6 с) на стал вторым, а третье место занял Стюарт. Следует также отметить четвертое место Вика Элфорда на "Cooper", проводившего здесь свою дебютную гонку. После шести этапов по-прежнему лидировал Хилл с 24 очками, Стюарт и Икс имели по 16 очков, Хьюм - 12, Родригес - 10. Команда "Lotus" по-прежнему продолжала лидировать в Кубке Конструкторов с 29 очками, а дальше расположились: "McLaren-Ford", "Matra-Ford" и "Ferrari" (по 19) и BRM (17). 12 очков было на счету "Cooper", а все остальные команды не взяли в Кубке Конструкторов более шести.

     В Великобритании гонка прошла при подавляющем господстве марки "Lotus": Хилл и Джекки Оливер (который занял место Кларка) стартовали первым и вторым и вдвоем возглавляли пелотон; когда же они оба сошли (сначала Хилл, сломав полуось, потом Оливер, с отказавшей трансмиссией), лидером оказался еще один гонщик на "Lotus" - Йозеф Зифферт, защищавший цвета частной команды Роба Уокера. В итоге он и выиграл, опередив Амона и Икса. Для команды Уокера это была первая победа после Гран При Германии 1961 года, когда выиграл Стирлинг Мосс, но одновременно и самая последняя - ни Зифферт, ни позже Хилл больше не выиграли ни разу, а в 1970 году команда слилась с "Surtees".

     Гран При Германии, прошедший 4 августа на Нюрбургринге, был одним из самых захватывающих этапов чемпионата. Гонка проходила под проливным дождем. Стюарт, стартовавший с шестой позиции, к концу первого круга был уже лидером с преимуществом в 8 с; после второго круга оно составило уже 25 с, а после пяти кругов перевалило за минуту. На второе место тем временем вышел Хилл, которого атаковал Амон. На одиннадцатом круге Амон вылетел с трассы, но Хилл, с забрызганными водой зеркалами заднего вида, не заметил этого и продолжал гонку на пределе, что также стоило ему вылета. Он смог вернуться в гонку на своей второй позиции, но обнаружил сразу за собой Риндта, который начал предпринимать отчаянные попытки обгона, успехом, однако, не увенчавшиеся. Преимущество же Стюарта на финише составило 4 мин 03,2 с. Эту гонку многие сравнивали с победой Фанхио здесь же ровно одиннадцатью годами раньше. Четвертым, проиграв Стюарту уже почти шесть минут, стал обладатель поул-позиции Икс, пятым - Джек Брэбхэм (это были его единственные очки в сезоне), а замкнул шестерку Родригес.

     Поул-позицию в Монце совершенно неожиданно занял Сертиз, всего 0,04 с отыграв у Мак-Ларена. Эти двое боролись за лидерство в начале гонки, а затем, когда Сертиз сошел, Мак-Ларена опередил Зифферт, но ненадолго - затем борьба пошла между Хьюмом и Стюартом. Как всегда в Монце до появления шикан в 1972 году, борьба шла очень напряженная и закончилась лишь после схода Стюарта. Хьюм финишировал в гордом одиночестве, почти на круг (+1 мин 28,4 с) опередив Серво-Гавена, преследуемого, в свою очередь, Иксом (бельгиец отстал еще на 0,2 с). Хилл выбыл из борьбы еще на одиннадцатом круге, когда у его автомобиля отвалилось колесо, но тем не менее после девяти гонок сохранял лидерство с 30 очками. Соперники подобрались к нему довольно близко: у Икса было 27 очков, у Стюарта - 26, а у Хьюма - 24. Хилл лишился единоличного лидерства в чемпионате после гонки в Канаде, где Амон, вместе с Риндтом показавший лучшее время в квалификации (1 мин 33,8 с) и лидировавший семьдесят два круга из девяноста, традиционно сошел (отказала коробка передач), а Хьюм снова выиграл. Круг проиграл ему основатель "McLaren", два - Родригес, а Хилл отстал на четыре, и теперь они с Хьюмом сравнялись по очкам, хотя формально Хилл и оставался лидером чемпионата: у обоих было по две победы, но Хилл имел два вторых места на этапах, а Хьюм - одно. Икс в Канаде попал в тяжелую аварию и сломал ногу, что стоило ему всех шансов стать чемпионом, а Стюарт стартовал только одиннадцатым и с превеликим трудом пробился на шестое место с семикруговым отставанием.

     На Гран При США в команде "Lotus" состоялся дебют Марио Андретти, который совершенно неожиданно занял поул-позицию, 0,07 с отыграв у Стюарта. Увы, выиграть или хотя бы побороться за победу в своей первой гонке формулы 1 Андретти не удалось: Стюарт выиграл старт и лидировал все 108 кругов, а Марио сошел на тридцать третьем из-за поломки сцепления. Хилл финишировал вторым (+24,68 с), третьим в Уоткинс Глен стал Сертиз, четвертым - Дэн Герни (американец отказался от использования в гонках своих автомобилей "Eagle" и отдал предпочтение "McLaren").

     Перед последним Гран При в Мексике Хилл имел 39 очков, Стюарт - 36 и Хьюм - 33. У Икса все еще было 27 очков, а замыкали шестерку Мак-Ларен с 16 очками и Родригес с 15. В Кубке Конструкторов дела обстояли точно так же, как и в личном зачете: у "Lotus" было 51 очко, у "Matra" - 45, а у "McLaren" - 43. Занимавшая четвертое место "Ferrari" с 32 очками претендовать на победу уже не могла.

     Последний этап прошел в Мексике. Со старта гонку возглавил Хилл, на пятом круге его обогнал Стюарт - впрочем, ненадолго: засорился бензонасос, и Джекки финишировал только седьмым с кругом отставания. Не повезло и Хьюму: поломка подвески на одиннадцатом круге и законченная у отбойника гонка. Хилл после схода основных соперников, на некоторое время пропустив вперед Зифферта (стартовавшего здесь с поул-позиции), довел гонку до победного конца и стал чемпионом мира шесть лет спустя после своего первого титула. Второе место в гонке занял Мак-Ларен, следом финишировал Оливер, на доли секунды опередивший Родригеса.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок
и пять - из следующих шести.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Г. Хилл "Lotus-Ford-49B" 48
2 Д. Стюарт "Matra-Ford-MS10" 36
3 Д. Хьюм "McLaren-Ford-M7A" 33
4 Д. Икс "Ferrari-312" 27
5 Б. Мак-Ларен "McLaren-Ford-M7A" 22
6 П. Родригес BRM-P133 18
7 Й. Зифферт "Lotus-Ford-49B" 12
8 Д. Сертиз "Honda-RA301", "-RA302" 12
9 Ж.-П. Бельтуаз "Matra-MS11" 11
10 К. Амон "Ferrari-312" 10
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из первых шести
гонок и пять - из следующих шести.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Lotus-Ford-49B" 62
2 "McLaren-Ford-M7A" 49
3 "Matra-Ford-MS10" 45
4 "Ferrari-312" 32
5 BRM-P133 28
6 "Honda-RA301", "-RA302" 14
7 "Cooper-BRM-T86B" 14
8 "Brabham-Repco-BT26" 10
9 "Matra-MS11" 8
10 "McLaren-BRM-M5A" 3

 



Чемпионы формулы 1
Марио Габриэле Андретти
Альберто Аскари
Джон Артур Брэбхэм
Жак Вильнев
Алан Джонс
Джеймс Кларк
Андреас Николаус Лауда
Найджел Эрнест Мэнселл
Нельсон Соуто Майор Пике
Алан Прост
Карл-Йохен Риндт
Кеке Росберг
Айртон Сенна да Сильва
Джеки Янг Стюарт
Джон Сертиз
Хуан Мануэль Фанхио
Эмилио Джузеппе Фарина
Эмерсон Фиттипальди
Мика Паули Хаккинен
Джеймс Хант
Дэймон Хилл
Грэхэм Норман Хилл
Филип Толл Хилл
Джон Майкл Хоуторн
Дэнис Клайв Хульме
Джоди Дэвид Шехтер
Михаель Шумахер
Полезные статьи
Алкоголь и Автомобиль
Аэрография и защита
Hyundai завоюет США
Как устроены шины?
Новый автомобиль 1005 л.с
Двигатель В.С
Регламент формулы 1
Заезды формула 1
  НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новости о Спорте История Видео Формула 1 Обратная связь

Copyright © 2006-2010 Formula1-shop.ru
Администрация сайта