Формула 1, видео формулы 1, клуб формулы 1
ГЛАВНАЯ | ВОПРОСЫ | МАГАЗИН | ВИДЕО | ПАРТНЕРЫ |КОНТАКТЫ  

История формулы 1
Гонки 1900-1905
grand prix 1906-1914
Автоспорт 1904-1916
Начало 1921-1927
Кризис 1928-1933
Гегемония 1934 - 1939
Возрождение 1949
Чемпионат 1950 г.
Чемпионат 1951 г.
Чемпионат 1952 г.
Чемпионат 1953 г.
Чемпионат 1954 г.
Чемпионат 1955 г.
Чемпионат 1956 г.
Чемпионат 1957 г.
Чемпионат 1958 г.
Чемпионат 1959 г.
Чемпионат 1960 г.
Чемпионат 1961 г.
Чемпионат 1962 г.
Чемпионат 1963 г.
Чемпионат 1964 г.
Чемпионат 1965 г.
Чемпионат 1966 г.
Чемпионат 1967 г.
Чемпионат 1968 г.
Чемпионат 1969 г.
Чемпионат 1970 г.
Чемпионат 1971 г.
Чемпионат 1972 г.
Чемпионат 1973 г.
Чемпионат 1974 г.
Чемпионат 1975 г.
Чемпионат 1976 г.
Чемпионат 1977 г.
Чемпионат 1978 г.
Чемпионат 1979 г.
Чемпионат 1980 г.
Чемпионат 1981 г.
Чемпионат 1982 г.
Чемпионат 1983 г.
Чемпионат 1984 г.
Чемпионат 1985 г.
Чемпионат 1986 г.
Чемпионат 1987 г.
Чемпионат 1988 г.
Чемпионат 1989 г.
Чемпионат 1990 г.
Чемпионат 1991 г.
Чемпионат 1992 г.
Чемпионат 1993 г.
Чемпионат 1994 г.
Чемпионат 1995 г.
Чемпионат 1996 г.
Чемпионат 1997 г.
Чемпионат 1998 г.
Чемпионат 1999 г.
Чемпионат 2000 г.
Чемпионат 2001 г.
Чемпионат 2002 г.
НАШИ СПОНСОРЫ

Хроника чемпионатов: 1963 год xiv чемпионат мира

 

Составы команд:

 

Команда Автомобиль Пилоты
ATS ATS-100 Ф. Хилл (USA), Д. Багетти (IT)
"Brabham" "Brabham-Climax-BT3", "-BT7",
"Lotus-Climax-25"
Д. Брэбхэм (AUS), Д. Герни (USA)
BRP "Lotus-BRM-24", BRP-BRM-1 И. Айрленд (GB), Д. Холл (USA)
"Centro Sud" BRM-P57, "Cooper-Maserati-T53",
"Cooper-Climax-T60"
Л. Бандини (IT), М. А. Кабрал (POR), Э. Брамбилла (IT),
М. Солана (MEX), М. Тринтиньян (FR)
"Cooper" "Cooper-Climax-T66" Б. Мак-Ларен (NZ), Т. Маггс (RSA)
DW "Lola-Climax-4" Б. Андерсон (GB)
"Ferrari" "Ferrari-156B",
"-156 Aero"
Д. Сертиз (GB), В. Майресс (BELG), Л. Бандини (IT), Л. Скарфиотти (IT)
"Filipinetti" "Lotus-BRM-24" Ф. Хилл (USA)
"Ted Lanfear" "Lotus-Ford-22" Б. Ниманн (RSA)
"Lawson" "Lotus-Climax-21" Э. Питерс (RSA)
"Lotus" "Lotus-Climax-25" Д. Кларк (GB), Т. Тэйлор (GB), П. Арунделл (GB), М. Спенс (GB),
П. Родригес (MEX)
"Lupini" "Cooper-Maserati-T51" Т. Блокдайк (RSA)
"Maarsbergen" "Porsche-718" К. Г. де Бофор (NL), Г. Миттер (D)
"Otelle Nucci" LDS-Alfa,
"Alfa-Romeo Special"
Д. Серруриер (RSA), П. де Клерк (RSA)
"Owen" BRM-P57, -P61 Г. Хилл (GB), Р. Джинтер (USA)
"Reg Parnell" "Lola-Climax-4", "-4A",
"Lotus-BRM-24", "Lotus-Climax-24"
К. Амон (NZ), М. Тринтиньян (FR), Л. Бьянки (BELG),М. Грегори (USA),
М. Хэйлвуд (GB), Х. Шарп (USA),Р. Уорд (USA)
"Tim Parnell" "Lotus-Climax-18/21",
"Lotus-BRM-24"
М. Грегори (USA), Д. Кэмпбелл-Джонс (GB), А. Пилетт (BELG),
Т. Парнелл (GB)
"Scirocco-Powell" "Scirocco-BRM-02" И. Берджесс (GB), Т. Сеттембер (USA)
"Ian Raby" "Gilby-BRM" И. Рэби (GB)
"Selby" "Lotus-BRM-24" П. Драйвер (RSA)
"Settecolli" "de Tomaso-Ferrari" Р. Липпи (IT)
"Siffert" "Lotus-BRM-24" Й. Зифферт (SWI)
"Stebro" "Stebro-Ford-4" П. Брокер (CAN)
"Rob Walker" "Cooper-Climax-T60", "-T66" И. Бонньер (SW)
Частные автомобили:    
  "Brabham-Ford-BT6" Д. Профит (GB)
  "Cooper-Climax-T51" Ф. Докнал (USA)
  "Cooper-Climax-T55" Д. Лав (RHO)
  LDS-Alfa С. Тингл (RHO)
  "Lotus-Borgward-18" К. Кюнк (D)
  "Lotus-Climax-18/21" А. Пилетт (BELG)
  "Lotus-Climax-24" Б. Колломб (FR)

     После окончания сезона 1962 года участие в формуле 1 прекратили две команды, бывшие до этого в рядах лидеров: "Porsche" и "Bowmaker". Правда, автомобили обеих продолжали появляться на этапах чемпионата мира, но уже в цветах частных команд. На высокие результаты они, естественно, рассчитывать не могли, и главными фаворитами чемпионата остались "Lotus" и BRM. Джим Кларк продемонстрировал в 1962 году огромный потенциал новой модели "-25", но ему весь сезон мешали технические неполадки. В то же время действующий чемпион Грэхем Хилл был полон решимости отстоять свой титул. Неплохо проведшая сезон 1962 года команда "Cooper" также вполне могла составить конкуренцию "Lotus" и BRM.

     Первая гонка сезона 1963 года прошла 26 мая в Монако. Первый ряд на старте заняли вице-чемпион и чемпион мира: Кларк (1 мин 34,3 с) и Хилл (1 мин 35,0 с). В начале гонки лидировал Хилл, затем Кларк обогнал его и ушел в приличный отрыв. Но коробка передач на его "Lotus" не выдержала гоночных нагрузок, и на семьдесят девятом круге Кларк прекратил борьбу (в конце концов он был квалифицирован лишь восьмым с отставанием в 22 круга). "Owen Racing Organisation" спокойно завершила гонку победным дублем: Хилл выиграл гонку, одержав первую из своих пяти побед в Монако, а Ричи Джинтер стал вторым. За третье место боролись Брюс Мак-Ларен на "Cooper" и Джон Сертиз на "Ferrari"; Мак-Ларен финишировал третьим, а Сертиз - четвертым.

     Поул-позицию на втором этапе чемпионата мира в Бельгии занял Хилл, но в начале гонки его опередил Кларк. Гонка проходила под сильным дождем, что повлекло за собой множество аварий. Колин Чэпмен просил организаторов остановить гонку, но получил отказ. Как показало время, в случае удовлетворения просьбы Чэпмен сам лишил был свою команду победы - Кларк чувствовал себя на мокрой трассе куда увереннее конкурентов и выиграл. Для троих гонщиков, стартовавших с первого ряда, - Хилла, Дэна Герни и Вилли Майресса - бельгийский этап закончился достаточно бесславно: Хилл из-за поломки коробки передач сошел на восемнадцатом круге, десятью кругами покинул гонку Майресс, а Герни финишировал только третьим с кругом отставания, позади Мак-Ларена, ставшего теперь лидером чемпионата. Внимание также привлекла и новая итальянская команда ATS, основанная группой уволенных из "Ferrari" конструкторов. Правда, кровожадным планам отомстить Коммендаторе не суждено было сбыться - на старте Фил Хилл и Джанкарло Багетти заняли лишь семнадцатое и двадцатое места и оба сошли из-за неисправностей еще в первой половине гонки. ATS участвовала еще в четырех гонках сезона, где выглядела столь же жалко, после чего прекратила свое существование.

     Гран При Нидерландов, третий этап чемпионата, вновь прошел при подавляющем господстве Кларка, который имел в этой гонке score parfait и опередил всех соперников на круг или более. Герни стал вторым, Сертиз - третьим, а Иннес Айрленд на BRP - четвертым. Хиллу вновь не повезло: двигатель постоянно перегревался, все попытки долить радиатор не возымели желаемого действия, и за одиннадцать кругов до финиша BRM остановилась окончательно. Во Франции Кларк опять был вне конкуренции: тот же "джентльменский набор", то есть score parfait. Единственное, в чем он уступил своему достижению в Зандвоорте, - второй призер гонки (а им стал Тони Маггс на "Cooper") отстал от Джима менее чем на круг (+1 мин 04,9 с). Еще ровно через девять секунд после Маггса финишную черту пересек Хилл: его автомобиль заглох на старте, и в гонку Хилл ушел с посторонней помощью, за что его лишили полученных четырех очков. Второй пилот BRM Джинтер был в первых рядах, но пробитый камнем радиатор вынудил его сойти уже на пятом круге. Четвертым в Реймсе стал двукратный чемпион мира Джек Брэбхэм на автомобиле "имени себя". Его команда очень существенно прибавила по сравнению с прошлым годом, и в Великобритании "Черный Джек" занял на старте четвертое место (последнее в первом ряду), а затем на первые три круга возглавил гонку. Неплохо показал себя и Герни, но до финиша оба они не добрались: поломки двигателей. Кларк тем временем нисколько не был деморализован столь неожиданным соперничеством и, обогнав Брэбхэма на четвертом круге, одержал свою четвертую победу подряд. За второе место вели борьбу Хилл и Сертиз, и когда у Хилла в последнем повороте кончилось топливо, Сертиз финишировал вторым. Хилл все же смог накатом доехать до финиша и обеспечить себе четыре очка - первые для него после Монако.

     После пяти гонок Кларк имел 36 очков, в то время как занимавший второе место Джинтер - только 14, а делившие третье и четвертое Хилл и Сертиз - лишь по 13. 12 очков было у Герни, а 10 имел Мак-Ларен. В Кубке Конструкторов у "Lotus" было 37 очков (в зачет пошло также шестое место Тревора Тэйлора в Монако), в то время как ни одна из остальных команд не взяла и двадцати.

     Победная серия Кларка была наконец прервана в Германии 4 августа, где выиграл Сертиз. Кларк, несмотря на то, что к концу гонки из восьми цилиндров в его двигателе работал всего один, сумел удержать за собой второе место с отставанием от победителя в 1 мин 17,5 с. Третьим стал Джинтер, который даже лидировал в течение первого круга, а четвертым - Герхард Миттер на "Porsche" команды "Maarsbergen". Хилл опять сошел, на этот раз из-за сломавшейся коробки передач. На втором круге в повороте Flugplatz вылетел с трассы Вилли Майресс. Его автомобиль сбил одного из маршалов, а сам Майресс тяжело пострадал.

     Седьмая гонка сезона состоялась в Италии. Сертиз был не прочь выиграть и здесь, тем более что болельщики "Ferrari", за которую он выступал, от всей души желали ему победы. Начало получилось неплохое - поул-позиция с 1,2 с отрыва от Хилла, - но в гонке, которая, как обычно в Монце, превратилась в непрерывную схватку за лидерство, Сертизу пришлось сражаться с Хиллом, Кларком и Герни. Для него все закончилось на семнадцатом круге из-за сгоревшего двигателя. Ближе к концу гонку покинули Хилл и Герни: у первого отказало сцепление, у второго начались неполадки в топливной системе, - а шедший после этого вслед за Кларком Джинтер отставал уже более чем на минуту. В итоге произошло то, что и должно было произойти: Кларк без особых проблем довел Гран При до победного конца и стал чемпионом мира досрочно, за три этапа до конца чемпионата, что явилось выдающимся достижением. Джинтер с Мак-Лареном заняли остальные два места на подиуме.

     Выиграв в Монце, Кларк одержал пятую победу в сезоне и имел, таким образом, 51 очко - всего на три меньше максимально возможной суммы. Джинтер, шедший вторым, располагал всего лишь 24 очками, Сертиз (третий) - 22: настолько велико было преимущество Кларка. Эта пара, в свою очередь, довольно далеко оторвалась от Мак-Ларена (14 очков), Хилла (13) и Герни (12). В Кубке Конструкторов "Lotus" с 51 очком был уже недосягаем для конкурентов.

     На протяжении почти всего сезона Хилл страдал от недостатка надежности своих автомобилей, но на Гран При США они с Кларком поменялись ролями: двигатель на автомобиле Кларка заглох на старте, и особой роли в гонке он не играл. В свете этого Хиллу пришлось сражаться не с Кларком, а с Сертизом. Постоянно сменяя друг друга на месте лидера, они прошли восемьдесят два круга, после чего на "Ferrari" "кончился" двигатель, и Хилл выиграл. Вторым стал Джинтер, за третье место смог-таки "уцепиться" Кларк, хотя и отстал от Хилла на круг. Четвертым стал Брэбхэм, пятым - Бандини, который сменил Майресса в "Ferrari", а шестым - Карел Годен де Бофор на "Porsche" собственной "Ecurie Maarsbergen".

     Гонка в Мексике после прошлогодней, прошедшей вне чемпионата, в 1963 году впервые получила статус Гран При. Кларк, хотя и стал уже чемпионом, выиграл шестую гонку в сезоне в своем традиционном стиле - быть первым везде, где только возможно. Брэбхэм финишировал вторым. Третье место долго удерживал за собой Сертиз, но ему пришлось заехать в боксы для исправления неполадок, после чего его автомобиль не смог самостоятельно сдвинуться с места. "Ferrari" растолкали, но это было уже нарушением регламента, по которому гонщик не имел права использовать постороннюю помощь при возвращении на трассу, и Сертиз был дисквалифицирован. В итоге третьим стал Джинтер, четвертым - Хилл (оба они испытывали проблемы с коробками передач). Кларк одержал седьмую победу в сезоне в ЮАР, на 1 мин 06,8 с опередив Герни и на круг и более - остальных во главе с Хиллом. По итогам всех десяти этапов Джим взял 73 очка - совершенно фантастический результат для того времени, - но в зачет пошли лишь 54. Впрочем, и этого хватило для того, чтобы иметь почти двукратное преимущество над разделившими второе и третье места Хиллом и Джинтером. Максимальное количество очков, взятое Кларком, означало для "Lotus" и победу в Кубке Конструкторов с таким же количеством очков. Команда BRM имела их в полтора раза меньше.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Д. Кларк "Lotus-Climax-25" 54
2 Г. Хилл BRM-P61 29
3 Р. Джинтер BRM-P61 29
4 Д. Сертиз "Ferrari-156B" 22
5 Д. Герни "Brabham-Climax-BT7" 19
6 Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T66" 17
7 Д. Брэбхэм "Brabham-Climax-BT7" 14
8 Т. Маггс "Cooper-Climax-T66" 9
9 И. Айрленд BRP-BRM-1 6
10 Л. Бандини BRM-P57,
"Ferrari-156B"
6
11 И. Бонньер "Cooper-Climax-T66" 6
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Lotus-Climax-25" 54
2 BRM-P61 36
3 "Brabham-Climax-BT7" 28
4 "Ferrari-156B" 26
5 "Cooper-Climax-T66" 25
6 BRP-BRM-1 6
7 "Porsche-718" 5
8 "Lotus-BRM-24" 4


Чемпионы формулы 1
Марио Габриэле Андретти
Альберто Аскари
Джон Артур Брэбхэм
Жак Вильнев
Алан Джонс
Джеймс Кларк
Андреас Николаус Лауда
Найджел Эрнест Мэнселл
Нельсон Соуто Майор Пике
Алан Прост
Карл-Йохен Риндт
Кеке Росберг
Айртон Сенна да Сильва
Джеки Янг Стюарт
Джон Сертиз
Хуан Мануэль Фанхио
Эмилио Джузеппе Фарина
Эмерсон Фиттипальди
Мика Паули Хаккинен
Джеймс Хант
Дэймон Хилл
Грэхэм Норман Хилл
Филип Толл Хилл
Джон Майкл Хоуторн
Дэнис Клайв Хульме
Джоди Дэвид Шехтер
Михаель Шумахер
Полезные статьи
Алкоголь и Автомобиль
Аэрография и защита
Hyundai завоюет США
Как устроены шины?
Новый автомобиль 1005 л.с
Двигатель В.С
Регламент формулы 1
Заезды формула 1
  НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новости о Спорте История Видео Формула 1 Обратная связь

Copyright © 2006-2010 Formula1-shop.ru
Администрация сайта